История Сходни и ее окрестностей уходит корнями в далекое прошлое. Современное поселение, возникшее во второй половине XIX века, было названо по некогда большой и судоходной реке Сходня (левый приток Москвы-реки), являвшейся частью великого водного пути «из Варяг в Греки» наравне с Клязьмой, Окой, Волгой, Доном и Днепром. Именно от места впадения в Москву-реку по притоку начинался «всход» судов, из-за чего он поочередно назывался Суходня, Входня, Выходня, Всходня и, наконец, Сходня. Близость двух рек — Сходни и Клязьмы (1,5-2 км) позволила организовать «переволок» — перетаскивание судов по сухому месту. У начала переволока, в месте впадения реки Горетовки в Сходню, уже в 9-10 веках нашей эры существовало большое торговое поселение славянских племен, главным образом кривичей.
Вверх по реке, в густом еловом лесу, образовались две сторожевых заставы. Южная, карантинная, с монашеским подворьем, занималась добычей самоцветов, белого строительного камня, кварцевого песка, гончарной глины и знаменитого черного сходненского кремня, из которого изготавливали наконечники для стрел, а позднее пушечные кресала. Много позднее южное поселение стало Красногорском и Новогорском.
Северная застава, начав свое существование с небольшого сторожевого поста и пристани на Горетовке, постепенно расширялась вдоль процветающего волока в сторону Клязьмы, образовав три новых поселения с похожими названиями: Чернигово, Черкизово и Черная Грязь.
Со временем река Сходня сильно обмелела и водный путь замер. Ему на смену пришел «большак» с гужевым транспортом, связывавший Москву с Тверью и Петербургом. Первая почтовая станция большака находилась в деревне Черная Грязь (ее название как нельзя лучше отражало плачевное состояние дороги). Это историческое место фигурирует в воспоминаниях А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, А.И.Герцена, В.Г.Белинского и др.
В 1817 году на месте большака началась постройка шоссейной дороги Москва-Петербург (закончена в 1834 году), а в 1848 году, для улучшения связи между двумя столицами, была заложена железная дорога. Тогда же возник поселок Сходня, в котором поначалу селились согнанные на строительство крестьяне, о чьей нелегкой судьбе поведал Н.А.Некрасов в стихотворение «Железная дорога».
С введением Николаевской железной дороги в эксплуатацию в 1851 году привлекательность сходненских земель в глазах зажиточных москвичей резко возросла. Что не удивительно: покрытые густым лесом берега Сходни всегда были раем для любителей охоты и рыбной ловли. В XVI веке в северной части Сходни располагалась вотчина царевича Ивана, сына Ивана Грозного. В конце XVII столетия эти земли были пожалованы боярину Л.К.Нарышкину, дяде Петра I. Во второй половине XIX века ими владел граф А.С.Уваров, один из основателей Русского археологического общества и Государственного исторического музея в Москве. Южная часть Сходни в XVIII-XIX веках принадлежала князю А.К.Разумовскому, прославившемуся на дипломатическом поприще. Впоследствии эти земли были куплены полковником И.К.Моложениновым, а затем перешли к фрейлине Т.А.Мухановой и ее сестрам.
Х.С. Леденцов
М.А. Гартунг
Ф.И. Шаляпин
После постройки железной дороги сходненские земли, получившие название «Подмосковной Швейцарии», начали выкупать под летние резиденции богатые московские купцы и представители крупной буржуазии. Большую часть земель вокруг полустанка «Сходня», открытого в 1870 году, приобрел московский купец Христофор Семенович Леденцов. Высокообразованный человек, Леденцов всячески поддерживал русских ученых и являлся инициатором создания «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений», в чью пользу завещал все свое состояние (около 2 миллионов рублей). В начале ХХ века северные земли у полустанка «Сходня», принадлежавшие Леденцову, были разбиты на участки и проданы душеприказчиками купца частным лицам — мелким чиновникам, инженерам, служащим, врачам. В основном это были так называемые «немцы»: Спеккин, Вильке, Мартенс, Нооль, Ставен-Гавен и др. Вырученные деньги использовались для содействия развитию русской науки и техники. В частности, Общество выделяло ассигнования для проведения различных исследований И.П.П авлову, Н.Е.Жуковскому, К.Э.Циолковскому.
В начале ХХ века на «богатой» стороне Сходни начали появляться загородные дома, именья и дачи сильных мира сего. Среди них была загородная резиденция московского генерал-губернатора В.Ф.Джунковского, городского головы Н.И.Гучкова, железнодорожного короля Н.К. фон Мекка (сына известной меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, опекавшей Чайковского), потомков дочери А.С.Пушкина — М.А.Гартунг, миллионеров Бажановых, Веденеевых, Подрезковых, Проскуряковых, Дурасовых, заводчиков Глушковых, Шабаровых, Жемочкиных, цветоводов Губониных, конезаводчиков Маринцевых, владельцев торфоразработок Денисовых.
Стараниями местного общества «Благоустройство» вдоль реки Сходня был разбит общественный парк, все улицы поселка замощены (единственный пример в ближнем Подмосковье того времени), охрану порядка осуществляли парные конные разъезды полиции. В Сходне имелся даже спортивный стадион с футбольным полем, площадками для лаун-тенниса, городков и волейбола. Рядом со стадионом, на «американской даче» долгие годы жил тренер по футболу и теннису, приглашенный из-за границы вскладчину.
Посещала Сходню и культурная элита России — здесь бывали художники К.Ф.Юон, К.А.Савицкий, В.Д.Поленов, пианист и композитор И.А.Сац, певцы Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов.
В первые годы после Октябрьской революции на Сходню приезжали поохотиться и отдохнуть политические деятели новой эпохи: Ленин, Бухарин, Рудзутак, Радек. Советская власть нашла новое применение барским усадьбам: на даче Гучкова разместилась колония для беспризорников, в доме Гартунг — общежитие, в имении Савицкого — пионерский лагерь.
В 1920-е в Сходне начинает развиваться промышленность: мебельная, швейная и трикотажная фабрики, завод радиоэлектронной аппаратуры. В годы Великой Отечественной войны предприятия Сходни выполняли заказы оборонного значения. А на окраине поселка был расположен штаб 16-ой Армии генерала К.К.Рокоссовского и Белорусский штаб партизанского движения.
18 декабря 1961 года рабочий поселок Сходня был преобразован в город районного подчинения. В современной Сходне проживает более 27 тыс. человек.
Вверх по реке, в густом еловом лесу, образовались две сторожевых заставы. Южная, карантинная, с монашеским подворьем, занималась добычей самоцветов, белого строительного камня, кварцевого песка, гончарной глины и знаменитого черного сходненского кремня, из которого изготавливали наконечники для стрел, а позднее пушечные кресала. Много позднее южное поселение стало Красногорском и Новогорском.
Северная застава, начав свое существование с небольшого сторожевого поста и пристани на Горетовке, постепенно расширялась вдоль процветающего волока в сторону Клязьмы, образовав три новых поселения с похожими названиями: Чернигово, Черкизово и Черная Грязь.
Со временем река Сходня сильно обмелела и водный путь замер. Ему на смену пришел «большак» с гужевым транспортом, связывавший Москву с Тверью и Петербургом. Первая почтовая станция большака находилась в деревне Черная Грязь (ее название как нельзя лучше отражало плачевное состояние дороги). Это историческое место фигурирует в воспоминаниях А.Н.Радищева, А.С.Пушкина, А.И.Герцена, В.Г.Белинского и др.
В 1817 году на месте большака началась постройка шоссейной дороги Москва-Петербург (закончена в 1834 году), а в 1848 году, для улучшения связи между двумя столицами, была заложена железная дорога. Тогда же возник поселок Сходня, в котором поначалу селились согнанные на строительство крестьяне, о чьей нелегкой судьбе поведал Н.А.Некрасов в стихотворение «Железная дорога».
С введением Николаевской железной дороги в эксплуатацию в 1851 году привлекательность сходненских земель в глазах зажиточных москвичей резко возросла. Что не удивительно: покрытые густым лесом берега Сходни всегда были раем для любителей охоты и рыбной ловли. В XVI веке в северной части Сходни располагалась вотчина царевича Ивана, сына Ивана Грозного. В конце XVII столетия эти земли были пожалованы боярину Л.К.Нарышкину, дяде Петра I. Во второй половине XIX века ими владел граф А.С.Уваров, один из основателей Русского археологического общества и Государственного исторического музея в Москве. Южная часть Сходни в XVIII-XIX веках принадлежала князю А.К.Разумовскому, прославившемуся на дипломатическом поприще. Впоследствии эти земли были куплены полковником И.К.Моложениновым, а затем перешли к фрейлине Т.А.Мухановой и ее сестрам.

Х.С. Леденцов

М.А. Гартунг

Ф.И. Шаляпин
После постройки железной дороги сходненские земли, получившие название «Подмосковной Швейцарии», начали выкупать под летние резиденции богатые московские купцы и представители крупной буржуазии. Большую часть земель вокруг полустанка «Сходня», открытого в 1870 году, приобрел московский купец Христофор Семенович Леденцов. Высокообразованный человек, Леденцов всячески поддерживал русских ученых и являлся инициатором создания «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений», в чью пользу завещал все свое состояние (около 2 миллионов рублей). В начале ХХ века северные земли у полустанка «Сходня», принадлежавшие Леденцову, были разбиты на участки и проданы душеприказчиками купца частным лицам — мелким чиновникам, инженерам, служащим, врачам. В основном это были так называемые «немцы»: Спеккин, Вильке, Мартенс, Нооль, Ставен-Гавен и др. Вырученные деньги использовались для содействия развитию русской науки и техники. В частности, Общество выделяло ассигнования для проведения различных исследований И.П.П авлову, Н.Е.Жуковскому, К.Э.Циолковскому.
В начале ХХ века на «богатой» стороне Сходни начали появляться загородные дома, именья и дачи сильных мира сего. Среди них была загородная резиденция московского генерал-губернатора В.Ф.Джунковского, городского головы Н.И.Гучкова, железнодорожного короля Н.К. фон Мекка (сына известной меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, опекавшей Чайковского), потомков дочери А.С.Пушкина — М.А.Гартунг, миллионеров Бажановых, Веденеевых, Подрезковых, Проскуряковых, Дурасовых, заводчиков Глушковых, Шабаровых, Жемочкиных, цветоводов Губониных, конезаводчиков Маринцевых, владельцев торфоразработок Денисовых.
Стараниями местного общества «Благоустройство» вдоль реки Сходня был разбит общественный парк, все улицы поселка замощены (единственный пример в ближнем Подмосковье того времени), охрану порядка осуществляли парные конные разъезды полиции. В Сходне имелся даже спортивный стадион с футбольным полем, площадками для лаун-тенниса, городков и волейбола. Рядом со стадионом, на «американской даче» долгие годы жил тренер по футболу и теннису, приглашенный из-за границы вскладчину.
Посещала Сходню и культурная элита России — здесь бывали художники К.Ф.Юон, К.А.Савицкий, В.Д.Поленов, пианист и композитор И.А.Сац, певцы Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов.
В первые годы после Октябрьской революции на Сходню приезжали поохотиться и отдохнуть политические деятели новой эпохи: Ленин, Бухарин, Рудзутак, Радек. Советская власть нашла новое применение барским усадьбам: на даче Гучкова разместилась колония для беспризорников, в доме Гартунг — общежитие, в имении Савицкого — пионерский лагерь.
В 1920-е в Сходне начинает развиваться промышленность: мебельная, швейная и трикотажная фабрики, завод радиоэлектронной аппаратуры. В годы Великой Отечественной войны предприятия Сходни выполняли заказы оборонного значения. А на окраине поселка был расположен штаб 16-ой Армии генерала К.К.Рокоссовского и Белорусский штаб партизанского движения.
18 декабря 1961 года рабочий поселок Сходня был преобразован в город районного подчинения. В современной Сходне проживает более 27 тыс. человек.